Mindow logo
Тесты
Поддержать проект

Опросник креативности Джонсона

О тесте

Опросник креативности Джонсона позволяет также провести самооценку креативности, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. Опросник позволяет провести как самооценку (учащимися старшего школьного возраста, 9-11 классы), так и экспертную оценку креативности другими лицами: учителями, родителями, одноклассниками.

О креативности

Креативность – способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, необходимых для становления способности к творчеству.

Творческая личность способна:

  1. Ощущать тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей).
  2. Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (беглость).
  3. Предлагать разные виды, типы, категории идей (гибкость).
  4. Предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения (находчивость, изобретательность).
  5. Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности (воображение, способности к структурированию).
  6. Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для решения проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность).
  7. Воздерживаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбирать лучшую (независимость, нестандартность).
  8. Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение.

Об авторе и история создания теста

Опросник был разработан Джонсоном (D. Johnson) в 1979 году.

Оценка надежности опросника креативности Д. Джонсона в нашей стране проведена Е.Е. Туник в 1997 году. Полученные ею данные свидетельствуют о возможности применения опросника креативности Джонсона в качестве психодиагностического инструмента для оценки творческих проявлений доступных прямому наблюдению. В экспериментальной практике данная методика может быть применена в качестве дополнения к известным текстам творческого мышления П. Торренса и Д. Гилфорда.

Как подсчитываются результаты

Каждое из 8 утверждений опросника оценивается по шкале, содержащей пять градаций. Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка — 8, максимальная оценка — 40 баллов).

Пример результата теста с сайта mindow.ru

Интерпретация результатов

Уровень креативностиСумма баллов
Очень высокий40–34
Высокий33–27
Нормальный, средний26–20
Низкий19–15
Очень низкий14–8

У детей с низким уровнем развития творческих способностей отсутствует познавательный интерес к творческой деятельности. Такие дети не стремятся к выполнению задания нестандартного характера. В процессе творческой деятельности такие дети склонны репродуктивной деятельности.

Рекомендации: таких детей нужно заинтересовать творческой деятельностью, научить быть самостоятельным и мыслить шире. В любой творческой деятельности им нужна помощь со стороны взрослого.

Средний уровень развития творческих способностей говорит о том, что у данных детей есть творческие способности, однако это еще нереализованные возможности. Главная проблема - помочь в их реализации, так как часто другие особенности характера детей мешают им в этом (эмоциональная ранимость, повышенная тревожность и др.).

Рекомендации: нужны такт, общение на равных, постоянное слежение за их творческими продуктами, подталкивание и требовательность. Избегать острой и частой критики, чаще давать свободный режим творческой работы.

Дети с высоким уровнем творческих способностей активны, проявляют интерес к решению нестандартных ситуаций (заданий). Любят ситуации, когда необходимо самостоятельно придумать какое-либо нестандартное решение. Таких детей привлекает любая творческая деятельность.

Рекомендации: необходимо поддерживать интерес таких детей к творческой деятельности: давать задания, требующие нестандартного или креативного подхода. Такие дети нуждаются в подтверждении своих способностей, поэтому могут часто выступать на конкурсах и т.п.

Очень высокий уровень творческих способностей свидетельствует о незаурядности ребенка и характерен для детей, имеющие уже развитые способности и навыки. Такие дети, как правило, достигают высоких результатов в той или иной творческой деятельности.

Где пройти тест

Пройти Опросник креативности Джонсона можно на нашем портале диагностики через психологические тесты «Mindow».

Результаты тестов без интерпретации специалистов не следует воспринимать слишком серьезно. При возникновении сомнений, подозрений, дискомфорта настоятельно рекомендуем обратиться к профессиональному психологу.

Список литературы

  1. Е. Е. Туник. Опросник креативности Д. Джонсона. СПб.: СПбГУ ПМ, 1997

Оцените статью

К статьямК тестамВ кабинет
К связанному тесту