Mindow logo
Тесты
Поддержать проект

Методика изучения суицидального риска Распопина

О тесте

Методика изучения суицидального риска Распопина - предназначена для оценки суицидального риска. Обратите внимание, что часть теста интерпретируется специалистом.

О суицидальном риске

Суицидальный риск представляет собой вероятность совершения человеком суицидальных действий и определяется соотношением суицидальных и антисуицидальных факторов личности.

В рамках методики риск суицида определяется следующими факторами:

  • характером представлений человека о жизни и смерти;
  • оценкой актуальной жизненной ситуации;
  • наличием ресурсов для совладания с жизненными трудностями.

Если представления о жизни носят позитивный, оптимистический характер, текущая жизненная ситуация оценивается положительно и у человека достаточно ресурсов для совладания с трудностями, то уровень риска суицида минимален. Если представления о жизни окрашены пессимизмом, актуальная жизненная ситуация представляется тяжелой и безвыходной и у человека нет ресурсов и опоры в жизни, то риск суицида значительно возрастает.

Об авторах и история создания теста

Методика была разработана Распопиным Евгением Владимировичем в 2022 году.

Как подсчитываются результаты

Методика включает в себя следующие шкалы:

  1. Шкала «Представления о жизни и смерти» (П). Отражает общие, философские взгляды обследуемого на проблему жизни и смерти. Состоит из 10 пунктов-утверждений, в отношении которых предлагается выразить степень своего согласия с помощью 4-балльной рейтинговой шкалы.
  2. Шкала «Актуальная жизненная ситуация» (С). Направлена на оценку текущей жизненной ситуации и фона настроения обследуемого, связанного с этой ситуацией. Состоит из 16 пунктов, в отношении которых также предлагается выразить степень своего согласия с помощью 4- балльной шкалы.
  3. Шкала «Жизненные ресурсы» (Р). Предназначена для оценки объектов и событий в жизни обследуемого, которые способны выступать в качестве антисуицидальных факторов. Шкала построена в форме проективной методики завершения предложений. Состоит из 13 неоконченных фраз, которые обследуемый должен дописать самостоятельно.\
  4. Общая шкала (О). Включает в себя все 50 пунктов методики и предназначена для оценки интегрального уровня суицидального риска.

В общем виде обработка полученных результатов состоит в подсчете первичных баллов, набранных по шкалам, и последующим сопоставлением их со стандартными значениями, на основании которых делается вывод об уровне суицидального риска.

При подсчете первичных баллов вначале нужно преобразовать ответы на пункты №№ 6, 7, 8, 9, 10 по шкале 1 и №№ 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 по шкале 2 в обратные, а именно: за ответ «не согласен» начисляется 4 балла; за ответ «скорее не согласен» начисляется 3 балла; за ответ «скорее согласен» начисляется 2 балла; за отчет «согласен» начисляется 1 балл. После этого подсчитывается сумма баллов по шкалам, которая получается путем суммирования ответов испытуемого на утверждения шкалы.

Обработка результатов по шкале 3 производится следующим образом. Прежде всего, необходимо отметить, что для корректной интерпретации результатов рекомендуется проводить пост-тестовое интервью с обследуемым, для уточнения тех смыслов, которые он вкладывал с свои ответы. Каждый ответ обследуемого в зависимости от отношения к оцениваемому объекту может быть интерпретирован как положительный, отрицательный или нейтральный (неопределенный).

Например, если предложение «мой отец» обследуемый продолжает фразой «пример для меня», «многому меня научил» и т.д., то такой ответ оценивается как положительный.

Если предложение «мое прошлое» обследуемый завершает фразой «череда ошибок и разочарований» или «хочу поскорее забыть о нем», то такой ответ оценивается как отрицательный.

Если предложение «моя работа» обследуемый завершает фразой «обычная», или предложение «мое настоящее» заканчивает фразой «всякое бывает», то есть ответ не носит явно положительного или отрицательного характера, то он оценивается как нейтральный, или неопределенный.

Также как нейтральные оцениваются ответы, в отношении которых невозможно сделать однозначного вывода. Например, если обследуемый в ответ на предложение «мой отец» написал «я не знал его», то здесь нельзя однозначно сказать, хорошо или плохо это для него. В принципе, такие ответы должны уточняться в ходе беседы, но даже в этом случае обследуемый может ответить, что затрудняется точно охарактеризовать свои мысли и чувства, или что они носят амбивалентный характер. Поэтому такой ответ тоже будет неопределенным.

За положительный ответ начисляется 1 балл, за нейтральный – 2 и за отрицательный ответ – 3 балла. После этого баллы по шкале суммируются. Результат по общей шкале, т.е. по методике в целом, получается путем суммирования баллов по всем трем шкалам.

Пример результата теста с сайта mindow.ru

Интерпретация результатов

Высокие результаты по шкале «Представления о жизни и смерти» выявляют пессимистические взгляды, обесценивание жизни, представление о смерти как избавлении от страданий и трудностей жизни. Такие взгляды могут способствовать формированию разрешающих установок в отношении суицидального поведения. Низкие показатели отражают оптимистические, жизнеутверждающие взгляды на жизнь.

Высокие показатели по шкале «Актуальная жизненная ситуация» отражают негативную оценку текущей жизненной ситуации, неудовлетворенность итогами пройденного жизненного пути и перспективами на будущее, снижение эмоционального состояния обследуемого. Низкие оценки говорят о положительной оценке текущей жизненной ситуации.

Высокие значения по шкале «Жизненные ресурсы» отражают дефицит объектов и событий, которые могли бы быть опорой в жизни обследуемого и помогали ему противостоять жизненным трудностям. Низкие оценки говорят о наличии ресурсов, необходимых для совладания с жизненными трудностями и способных выступать в роли антисуицидальных факторов.

Соответственно, высокие оценки по общей шкале отражают высокий уровень суицидального риска, низкие – низкий уровень.

Наконец, средние оценки по всем шкалам отражают, скорее, реалистические взгляды обследуемого на жизнь, наличие жизненного опыта, который бывает не только положительным, но и отрицательным.

Особое значение имеет сопоставление результатов, полученных по разным шкалам методики. Если у обследуемого выявляется высокий уровень риска по шкале представлений, но актуальная жизненная ситуация оценивается положительно и присутствуют жизненные ресурсы, то суицидальный риск потенциально возможен, но его вероятность в текущий момент маловероятна. Кроме этого, высокие значения по первой шкале при низких показателях по другим шкалам могут свидетельствовать либо о демонстративном характере ответов обследуемого, желании произвести впечатление, либо являться признаком симуляции суицидальных намерений.

Если текущая жизненная ситуация оценивается негативно, т.е. обследуемый набирает по второй шкале высокие баллы, то риск суицида значительно возрастает. Степень этого риска может быть компенсирована наличием жизненных ресурсов.

Где пройти тест

Пройти **Методика изучения суицидального риска Распопина **можно на нашем портале диагностики через психологические тесты «Mindow».

Результаты тестов без интерпретации специалистов не следует воспринимать слишком серьезно. При возникновении сомнений, подозрений, дискомфорта настоятельно рекомендуем обратиться к профессиональному психологу.

Похожие тесты

Опросник суицидального риска (в модификации Т.Н. Разуваевой) - предназначен для диагностики суицидального риска, выявления уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения попыток самоубийства.

Список литературы

  1. Распопин Е.В. Методика изучения суицидального риска // Психология. Историко-Критические обзоры и современные исследования. 2022.

Оцените статью

К статьямК тестамВ кабинет
К связанному тесту