Mindow logo
Тесты

Шкала академической мотивации (ШАМ)

О тесте

**Шкала академической мотивации (ШАМ) **— опросник, предназначенный для измерения выраженности и типа мотивации к учебной деятельности студентов.

Что такое мотивация?

Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей.

Виды академической мотивации

Внутренняя мотивация исходит от нас самих. Вместо того, чтобы ожидать внешнего вознаграждения за деятельность, вознаграждением становится само поведение. Следовательно, внутренняя мотивация может не требовать столько усилий, поскольку она возникает в нас самих и не требует внешних стимулов. Внутренняя мотивация играет решающую роль в поддержании эмоциональной вовлеченности в выполнении задач, независимо от внешних обстоятельств. Ниже приведены виды внутренней академической мотивации:

  1. Познавательная мотивация — оценивает стремление узнать новое, понять изучаемый предмет, сопровождаемое переживанием интереса и удовольствия в процессе познания;
  2. Мотивация достижения — оценивает стремление добиваться максимально высоких результатов в учебе, испытывать удовольствие в процессе решения трудных задач;
  3. Мотивация саморазвития — выраженность стремления к развитию своих способностей, своего потенциала в рамках учебной деятельности, достижению ощущения мастерства и компетентности;

Внешняя мотивация — это выполнение той или иной активности с целью получить вознаграждение или избежать наказания. В этом случае мотивация исходит от внешних стимулов, таких как внешние награды или признание. Хотя вы можете получать удовольствие от процесса достижения цели, при этом виде ваши мотивы в основном внешние. Внешние факторы могут побуждают действовать или, наоборот, избегать действий. Ниже описаны 3 вида внешней академической мотивации:

  1. Мотивация самоуважения — желание учиться ради ощущения собственной значимости и повышения самооценки за счет достижений в учебе.
  2. Интроецированная мотивация — побуждение к учебе, обусловленное ощущением стыда и чувством долга перед собой и другими значимыми людьми.
  3. Экстернальная мотивация — оценивает ситуацию вынужденной учебной деятельности, обусловленную необходимостью для учащегося следовать требованиям, диктуемым социумом: он учится, чтобы избежать возможных проблем, при этом потребность в автономии максимально фрустрируется.

Амотивация — это отсутствие или недостаток мотивации. Она является следствием неспособности индивида воспринимать связь между поведением и результатами, которые он впоследствии получает. У человека вследствие амотивации может возникать ощущение подверженности факторам, находящимся вне собственного контроля. В результате возникает отсутствие интереса и ощущения осмысленности учебной деятельности, которое в обыденной жизни могут называть ленью.

История создания теста

Целью команды исследователей под руководством Т. О. Гордеевой стало создание новой шкалы академической мотивации студентов с опорой на предыдущие разработки в этой области с учетом их специфики, преимуществ и недостатков. В основе методики лежит шкала Academic Motivation Scale (AMS-C). Опубликован в 2014 году.

Об авторах

Т. О. Гордеева — кандидат психологических наук, доцент, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва.

О. А. Сычев — кандидат психологических наук, доцент, Алтайская государственная академия образования им. В.М. Шукшина, Бийск.

Е. Н. Осин — кандидат психологических наук, доцент, Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”, Москва.

Книги авторов

Гордеева Тамара Олеговна специализируется в следующих областях: психология мотивации, психология оптимизма и когнитивно-поведенческое консультирование.

Является автором более 50-ти научных публикаций, книг и монографий.

  • Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы.
  • Психология мотивации достижения.
  • Тест диспозиционного оптимизма, или тест жизненной ориентации (англ. Life Orientation Test, сокр. LOT).

Как подсчитываются результаты

Пример результата теста “Шкала академической мотивации (ШАМ)" с сайта mindow.ru

Опросник состоит из 28 вопросов, каждый пункт оценивается по пятибалльной шкале от «совсем не соответствует» до «вполне соответствует».

Шкалы опросника:

  1. Познавательная мотивация – 1, 8, 15, 22.
  2. Мотивация достижения – 2, 9, 16, 23.
  3. Мотивация саморазвития – 3, 10, 17, 24.
  4. Мотивация самоуважения – 4, 11, 18, 25.
  5. Интроецированная мотивация – 5, 12, 19, 26.
  6. Экстернальная мотивация – 6, 13, 20, 27.
  7. Амотивация – 7, 14, 21, 28, 29.

Интерпретация результатов

В этом тесте нет пороговых значений (с каких баллов результат считается значимым), но вы можете оценить, по каким шкалам вы набрали больше всего баллов, а какие шкалы оказались с самыми низкими баллами. На основании этого можно сделать выводы о доминирующих типах учебной мотивации. Чем больше баллов по шкале, тем больше вас побуждает учиться данный вид мотивации. 

Также можно проанализировать, к какому виду мотивации относятся доминирующие типы учебных мотивов - внутренней, внешней или амотивации.

Как повысить уровень внутренней мотивации?

Теория самодетерминации Деси и Райана предполагает, что «люди по своей природе активны и мотивированы, любопытны и стремятся к успеху, потому что сам успех приносит им личное удовлетворение и вознаграждение». Однако обстоятельства и окружение могут сделать индивида пассивным, амотивированным или замотивированным только внешними обстоятельствами с целью избежать наказания или получить поощрение извне.

Исследования постоянно показывают, что внутренняя мотивация приводит к повышению упорства и настойчивости в достижении целей, психологическому благополучию и улучшению производительности труда. Развить внутреннюю мотивацию можно, удовлетворяя базовые психологические потребности.

Метод внутренней мотивации Сьюзан Фаулер описывает три базовые психологические потребности, удовлетворение каждой из которых приводит к становлению увлеченным человеком, выполняющим качественную работу в любой сфере деятельности.

  1. Потребность в автономии — означает способность человека определять ход собственной жизни. Если фрустрируется потребность в автономии, то у студента нет права голоса, он постоянно подвергается давлению со стороны окружающих и не имеет собственных академических целей.
  2. Потребность в связи с другими — желание общаться с другими людьми и найти свое место в социальной системе. При фрустрации данной потребности отсутствует сопричастность с другими в достижении общей цели; академическая деятельность может разобщать коллектив посредством соперничества.
  3. Потребность в компетентности вырастает из веры человека в то, что он может добиться желаемых результатов. Фрустрированная потребность в компетентности может быть по причине отсутствия обладания нужными навыками и невозможностью продемонстрировать их на практике.

Необходимо проанализировать, удовлетворена ли каждая из этих потребностей в академической деятельности, и если нет, то найти способ ее восполнить. У каждого студента ситуация индивидуальна, и способ удовлетворения потребности также будет уникален.

Где пройти тест

Пройти «Шкалу академической мотивации» можно на нашем портале диагностики через психологические тесты «Mindow».

Результаты тестов без интерпретации специалистов не следует воспринимать слишком серьезно. При возникновении сомнений, подозрений, дискомфорта настоятельно рекомендуем обратиться к профессиональному психологу.

Похожие тесты

  1. Тест на локус контроля Роттера. Локус контроля - это устойчивая личностная характеристика, обозначающая предрасположенность человека объяснять события своей жизни внешними или внутренними факторами. В данной методике выделяют два локуса контроля: экстернальный (внешний) и интернальный (внутренний). Пройдя тест, вы узнаете, какой локус контроля у вас, зачем выделяют эти понятия, что они означают и для чего они нужны. Будете лучше понимать свою мотивацию во всех сферах жизни, в том числе в профессиональной деятельности.
  2. Тест мотивации достижения (MATS). Тест показывает, что доминирует у человека: мотив стремления к успеху или мотив избегания неудачи.
  3. Опросник самоорганизации деятельности (ОСД). Тест показывает уровень сформированности навыков тактического планирования и стратегического целеполагания, особенностей структурирования деятельности, самоорганизации.
  4. Опросник волевого самоконтроля (ВСК). Данный тест помогает понять ваш уровень волевой саморегуляции, то есть способность сознательно управлять своими действиями, а также разобраться, почему вам иногда не хватает упорства или терпения.
  5. Диагностика уровня субъективного контроля (УСК). Данный тест покажет, насколько вы контролируете некоторые сферы своей жизни (достижения, здоровье, отношения и т.д.)

Список литературы

  1. Сугоняев Константин Владимирович “Исследование психометрических характеристик опросника "Шкала академической мотивации" в контексте аттестационного тестирования”.
  2. Жовлиева Н. У. “АМОТИВАЦИЯ ‒ ФАКТОР ДЕФИЦИТА МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА”.
  3. Ryan, R. M., & Deci, E. L. (2017). Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. Guilford Press.

Оцените статью

К статьямК тестамВ кабинет
К связанному тесту