Mindow logo
Тесты

MMPI (СМИЛ - Стандартизированный метод исследования личности)

О тесте

MMPI (СМИЛ - Стандартизированный метод исследования личности) применяют в клинической практике для диагностики психических расстройств, в профессиональном отборе при приеме на работу, а также в научных исследованиях. Он позволяет получить детальный профиль личности, оценить уровень тревожности, депрессии, социальную адаптацию и другие важные психологические параметры.

Об авторах и история создания теста

Методику разработали в конце 1930-х годов в Университете Миннесоты психолог Старк Хатауэй и психиатр Джон Маккинли. Сначала тест MMPI предназначался для дифференциальной диагностики психических заболеваний и состоял из 550 вопросов. Впоследствии количество вопросов увеличили до 566, но формат упростили.

Советские психологи модифицировали тест с учетом культурных и языковых особенностей. В результате была создана версия, известная как СМИЛ, которая сохранила основную структуру оригинала, но включала изменения, соответствующие специфике русскоязычной аудитории. Адаптация опросника из Миннесоты проводилась в Ленинградском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева и в Москве, в частности психологом Людмилой Собчик.

Как подсчитываются результаты

Тест СМИЛ содержит 566 утверждений, на которые респондент отвечает «верно» или «неверно». Они касаются различных сторон жизни, эмоций и поведения. 

Вопросы теста составлены в форме простых утверждений, чтобы избежать проблем в понимании. Они охватывают широкий спектр тем, от физического состояния до отношения к окружающим.

Большинство утверждений сформулированы так, чтобы респонденту было сложно представить, каким образом ответы его охарактеризуют, и соответственно «улучшить» или «ухудшить» результат. 

Ответы оцениваются по нескольким шкалам. 

Оценочные шкалы

  1. Шкала ипохондрии (Hs). Оценивает степень озабоченности человека своим здоровьем и склонность к восприятию несуществующих болезней.
  2. Шкала депрессии (D). Предназначена для определения уровня депрессивных состояний, морального дискомфорта и пессимистических настроений.
  3. Шкала истерии (Hy). Выявляет склонность к демонстративному поведению, эмоциональной лабильности и преобладанию физических симптомов в качестве реакции на стрессовые ситуации.
  4. Шкала психопатии (Pd). Направлена на диагностику асоциального поведения, трудностей в соблюдении социальных норм и склонности к импульсивным поступкам.
  5. Шкала маскулинности — феминности (Mf). Измеряет степень идентификации испытуемого с гендерными ролями, предписанными обществом. Отклонения от среднего уровня могут указывать на нетипичные для пола интересы и поведение.
  6. Шкала паранойи (Pa). Оценивает уровень подозрительности, склонности к интерпретации действий окружающих как враждебных и наличие параноидных мыслей.
  7. Шкала психастении (Pt). Выявляет склонность к тревожности, навязчивым мыслям и действиям, а также повышенной самокритичности.
  8. Шкала шизофрении (Sc). Предназначена для выявления нарушений мышления, восприятия и эмоциональных реакций, характерных для шизофренического спектра.
  9. Шкала гипомании (Ma). Оценивает уровень активности, энергичности и склонности к импульсивному поведению.
  10. Шкала социальной интроверсии (Si). Измеряет степень комфортности в социальных взаимодействиях и предпочтение уединения.

Кроме десяти базовых шкал, в тесте заложены четыре контрольные шкалы, которые позволяют оценить искренность и правдивость ответов испытуемого.

  • Шкала ?  — в ней учитываются ответы «не знаю».
  • Шкала L служит для оценки искренности ответов.
  • Шкала К служит для определения уровня искажения теста в зависимости от закрытости соискателя и боязни разрушить положительный имидж.
  • Шкала F служит для оценки надежности добытой информации, а также устанавливает откровенность и желание сотрудничать.

Расшифровка данных проводится по определенным этапам, включающим анализ шкал, проверку искренности ответов и составление профиля личности.

Пример результата методики с сайта mindow.ru

Интерпретация результатов

Виды профилей

Профиль называется "линейным", если все показатели его находятся в пределах между 45 и 55 Т. Такой профиль чаще всего встречается у лиц, относимых к конкордантной норме, т.е. у личностей гармоничных. "Утопленный" профиль отличается от линейного тем, что показатели ряда шкал находятся ниже 45 Т, а большинства других - не выше 50 Т. Такой профиль чаще всего является результатом установочного отношения к процедуре тестирования и сопровождается высокими показателями шкал достоверности L и К при низкой F. "Пограничный" профиль своими наиболее высокими точками достигает 70 - 75 Т, а остальные шкалы в большинстве своем не ниже 54 Т.

"Пикообразным" профиль называется тогда, когда наряду с большинством шкал, находящихся на одном уровне, одна, две или более расположены значительно выше других (на 15 - 20 Т и выше). В зависимости от количества таких контрастирующих "пиков" профиль называется одно-, двух- или трехфазным. Если подъем значительно выражен по одной-двум шкалам, по другим же мало выражен или отсутствует вовсе, то профиль характеризуется как "широко разбросанный". Если пики профиля значительно превышают 70 Т, то это "высокорасположенный" профиль. Если большинство (не менее 7-ми) шкал профиля значительно повышены и нет шкал, показатели которых находятся ниже 55 Т (за исключением, в крайнем случае, одной), то такой профиль называется "плавающим". Критерии выявления признаков плавающего профиля следующие: F находится между 65 и 90 Т, каждая из шкал - 1, 2, 3, 7 и 8-я - выше 70, остальные - 56Т и выше. Такой профиль свидетельствует о выраженном стрессе и дезадаптации личности. "Выпуклый" профиль повышен в центре и имеет пологий спуск по краям. "Углубленный" профиль поднят на первых и последних шкалах с относительным понижением в центральной части. Профиль с множеством пиков, сопровождающихся сопутствующими нерезкими понижениями (7-10 Т) соседствующих, контрастирующих шкал называется "зубчатой пилой". Наклон профиля показывает, какая часть профиля расположена более высоко. "Невротическим" или профилем с негативным наклоном называется профиль с подъемом на 1-й, 2-й и 3-й шкалах (шкалы невротической триады); ему может сопутствовать второй пик по 7-й и 8-й шкалам. Позитивный наклон проявляется подъемом 4-й, 6-й, 8-й и 9-й шкал, отражающих высокий риск поведенческих реакций и недостаточно обоснованно называвшихся ранее шкалами психотической тетрады (их более правомерно называть шкалами поведенческой тетрады). Повышение профиля по двум соседствующим шкалам дает двойной пик. Так, часто встречается двойной пик 21 (два-один) и 78 (семь-восемь).

Отмечен целый ряд особенностей профиля, отражающих определенную установку обследуемого на тестирование. При выраженной тенденции избежать откровенности и максимально приблизить ответы к норме получается утопленный профиль. При аггравации, т.е. явном преувеличении тяжести имеющихся проблем и своего состояния, образуется высокорасположенный зубчатый профиль. Если испытуемый, пытаясь понять, как работает методика, и повлиять на результаты, отвечает на большинство утверждений "верно", или, наоборот, почти на все утверждения отвечает "неверно", то получаются достаточно характерные профили: в первом случае профиль с острыми пиками по F, 6-й и 8-й шкалам. Во втором - профиль завышен по 1-й и 3-й шкалам и пологий (сглаженный) по 4-й, 6-й и 8-й шкалам.

Интерпретация основных шкал

1-я шкала

1-я шкала, обозначенная как шкала «сверхконтроля», выявляет мотивационную направленность личности на соответствие социальным и физиологическим нормам. Основная проблема таких людей - подавление спонтанности, контроль над агрессивностью и гиперсоциальная направленность интересов. Их стиль мышления инертный и догматический, а в межличностных отношениях проявляется высокая нравственная требовательность.

Эмоциональные проявления сдержаны, что может приводить к ипохондричности и психосоматическим проблемам. Высокие показатели по 1-й шкале могут указывать на склонность к профессиональной деятельности, требующей исполнительности и следования инструкциям. При этом возможна дезадаптация, проявляющаяся в повышенной сосредоточенности на отклонениях от нормы.

Люди с высокими показателями по 1-й шкале могут использовать болезнь как механизм защиты, чтобы избежать ответственности. Их эмоциональная незрелость и стремление к статусу больного могут приводить к рентному отношению к своему состоянию. В целом, они страдают от несовершенства окружающих и внутренней раздвоенности между требованиями общества и личными потребностями. Наиболее успешная социальная роль для них - хранитель традиций и нравственности.

2-я шкала

2-я шкала, обозначенная как шкала «пессимистичности», выявляет преобладание пассивной личностной позиции и стремление избегать неуспеха. Люди с акцентуацией по этой шкале характеризуются высоким уровнем осознания проблем, склонностью к раздумьям, инертностью в принятии решений, самокритичностью и неуверенностью в себе. Они могут отказываться от сиюминутных потребностей ради долгосрочных целей и проявляют зависимость в отношениях с авторитетами.

Аффилиативная потребность в понимании и любви часто остается неудовлетворенной, что приводит к психотравмам. В стрессовых ситуациях они склонны к блокировке активности и ведомому поведению. Защитный механизм включает отказ от самореализации и усиление контроля сознания. Коррекция поведения должна быть направлена на повышение самооценки.

В профессиональной сфере они предпочитают «кабинетный» стиль работы, где важны вдумчивость и серьезное отношение. Пик по 2-й шкале выше 70 Т может указывать на депрессивную реакцию и предрасположенность к негативным переживаниям. Высокие показатели также могут свидетельствовать о тревожно-мнительных чертах.

Лица с акцентуацией по 2-й шкале часто проявляют пассивность и фатализм, полагаясь на обстоятельства, а не на собственные усилия. Они могут быть склонны к альтруизму, но также испытывают страх несоответствия собственным идеалам. В личной жизни они стремятся к стабильности и ответственности, часто проявляя заботу о близких.

Люди с высоким интеллектом могут использовать свои способности для формирования гуманных идей, но остаются в тени, избегая активного участия в власти.

3-я шкала

3-я шкала, называемая шкалой «эмоциональной лабильности», выявляет неустойчивость эмоций и конфликтные тенденции: высокий уровень притязаний сочетается с потребностью в принадлежности к группе, эгоизм - с альтруизмом, агрессивность - со стремлением нравиться. Люди с акцентуацией по этой шкале демонстрируют яркие эмоциональные проявления, но их переживания могут быть поверхностными, а самооценка зависит от мнения окружающих.

Эти личности легко адаптируются к различным социальным ролям и стремятся к профессиям, связанным с общением и самодемонстрацией. Они могут успешно работать в артистической, педагогической или общественной деятельности, но также проявляют впечатлительность и потребность в социальном поощрении. Профиль с 3-й шкалой выше 70 Т указывает на истероидный тип, характеризующийся эмоциональной незрелостью и инфантилизмом.

Лица с высокой 3-й шкалой (выше 75 Т) могут проявлять нервозность и склонность к драматизации. В стрессовых ситуациях у них возникают вегетативные реакции, а защитные механизмы включают вытеснение негативной информации и трансформацию тревоги в функциональные нарушения, что может привести к психосоматическим расстройствам.

Низкие показатели 3-й шкалы (ниже 50 Т) свидетельствуют об эмоциональной устойчивости и низкой чувствительности к социальным воздействиям. Личности с ведущей 3-й шкалой часто испытывают противоречивые эмоции, стремясь преуспеть за счет помощи другим, но приписывая заслуги только себе. Их жизнь полна драматизма, и они могут быть баламутами в обществе, легко меняя поведение из-за тщеславия. Проблемы со здоровьем и вопрос «быть или казаться» часто решаются в пользу последнего.

4-я шкала

4-я шкала, называемая шкалой «импульсивности», выявляет активную личностную позицию и высокую мотивацию достижения. Лица с высокой 4-й шкалой характеризуются нетерпеливостью, склонностью к риску и быстрой реакцией на сиюминутные побуждения, что может приводить к спонтанной активности, иногда вопреки здравому смыслу.

Эти личности обладают интуитивным стилем мышления, но могут принимать поспешные решения без опоры на опыт. Их поведение расковано, они проявляют непосредственность в чувствах и действиях, часто опережая продуманность поступков. В стрессовых ситуациях они демонстрируют решительность и мужественность, но плохо переносят монотонность и авторитарное давление.

Защитный механизм включает вытеснение неприятной информации, что снижает вероятность психосоматических расстройств. Высокие показатели по 4-й шкале (выше 70 Т) указывают на гипертимный тип, характеризующийся выраженной импульсивностью и затрудненным самоконтролем. Такие личности могут проявлять творческий подход, но их неконформность требует осторожной интерпретации.

При высоких показателях 4-й шкалы (выше 75 Т) могут проявляться психопатические черты и конфликтность. Сочетание высоких 4-й и 2-й шкал может ослабить агрессивность, но также выявляет внутренний конфликт между активностью и неуверенностью. Низкие показатели 4-й шкалы свидетельствуют о снижении мотивации, отсутствии спонтанности и конформизме.

Личности с ведущей 4-й шкалой способны активно реализовать свою судьбу и влиять на судьбы других, но их успех зависит от зрелости и способности к целеполаганию. Они могут быть как созидателями, так и разрушителями, проявляя страстность и непредсказуемость в своих действиях. Потребность в восхищении окружающих может приводить к гневу и протесту, что делает их эмоционально сложными и многогранными личностями.

5-я шкала

5-я шкала «мужественности-женственности» интерпретируется по-разному в зависимости от пола испытуемого. Высокие показатели указывают на отклонение от типичного ролевого поведения и усложнение сексуальной адаптации. В мужских профилях это может свидетельствовать о пассивности, гуманистичности, сентиментальности и потребности в гармоничных отношениях. У женщин высокие показатели отражают мужественность, независимость и стремление к эмансипации.

Сырые баллы 5-й шкалы в мужских профилях распределяются снизу вверх, а в женских — сверху вниз, что может приводить к ошибкам в интерпретации. Повышенные показатели у подростков часто указывают на недифференцированность полоролевого поведения. С возрастом показатели 5-й шкалы, как правило, снижаются, но могут повышаться при старении или хронических заболеваниях.

Низкие показатели у мужчин указывают на жесткость и отсутствие сентиментальности, а у женщин — на традиционно женственный стиль поведения. Высокие показатели у женщин могут свидетельствовать о мужских чертах, а низкие — о фригидности. Сочетание низкой 5-й с высокой 3-й и 8-й характерно для женщин с выраженной эстетической ориентированностью.

Присутствие повышенной 5-й шкалы у мужчин говорит о гуманистичности и меньшей агрессивности. В военных организациях такие мужчины могут искать стабильность и защищенность. Влияние 5-й шкалы на судьбу человека связано с затрудненной сексуальной адаптацией, что может приводить к сублимации потребностей в социализированную активность.

6-я шкала

5-я шкала «мужественности-женственности» интерпретируется по-разному в зависимости от пола испытуемого. Высокие показатели указывают на отклонение от типичного ролевого поведения и усложнение сексуальной адаптации. В мужских профилях это может свидетельствовать о пассивности и гуманистичности, а у женщин — о мужественности и стремлении к независимости.

Сырые баллы 5-й шкалы в мужских профилях распределяются снизу вверх, а в женских — сверху вниз, что может приводить к ошибкам в интерпретации. У подростков высокие показатели часто указывают на недифференцированность полоролевого поведения. С возрастом показатели 5-й шкалы обычно снижаются, но могут повышаться при старении или хронических заболеваниях.

Низкие показатели у мужчин указывают на жесткость, а у женщин — на традиционно женственный стиль поведения. Высокие показатели у женщин могут свидетельствовать о мужских чертах, а низкие — о фригидности. Сочетание низкой 5-й с высокой 3-й и 8-й характерно для женщин с выраженной эстетической ориентированностью.

Повышенная 5-я шкала у мужчин говорит о гуманистичности и меньшей агрессивности. В военных организациях такие мужчины могут искать стабильность и защищенность. Влияние 5-й шкалы на судьбу связано с затрудненной сексуальной адаптацией, что может приводить к сублимации потребностей в социализированную активность.

7-я шкала

7-я шкала «тревожности» относится к гипостеническому кругу и показывает преобладание пассивно-страдательной позиции, неуверенность в себе и высокую чувствительность к средовым воздействиям. Люди с высокими показателями стремятся избежать неуспеха, имеют развитое чувство ответственности и тревожность по мелким проблемам, а также эмпатийность и зависимость от мнения окружающих.

Их мышление характеризуется персеверацией, неустойчивым вниманием и склонностью к сомнениям. Порог толерантности к стрессу снижен, что приводит к блокировке активности или следованию за большинством. Защитные механизмы проявляются в ритуальных действиях и суевериях.

При выборе профессии они ориентируются на гуманистические интересы и предпочитают стабильные, не стрессовые условия. Повышенные показатели 7-й шкалы (выше 70 Т) указывают на состояние тревоги, которое может быть связано с длительной невротизацией или врожденными фобиями.

Типичные черты психастенического профиля включают неуверенность, зависимость от мнения группы и высокое чувство долга. Они стремятся избежать конфликтов и часто испытывают напряжение из-за разрыва между реальным и идеальным «Я». Высокие показатели по 7-й шкале могут указывать на невротические расстройства, такие как тревожно-депрессивные состояния.

Низкие показатели 7-й шкалы (ниже 45 Т) свидетельствуют о недостатке осторожности и эгоцентризме. Люди этого типа часто ищут опору в религии и проявляют заботу о других, но могут быть неуверенными и тревожными. Их социальная роль заключается в конформизме и защите культурных ценностей, что может создавать трудности в отношениях.

8-я шкала

8-я шкала «индивидуалистичности» выявляет обособленно-созерцательную личностную позицию и аналитический склад мышления, где размышления преобладают над чувствами и действиями. Люди с высокими показателями обладают целостным восприятием, творческой ориентированностью и оригинальностью, но имеют избирательность в контактах и склонность к абстракции.

Их потребность в индивидуальности затрудняет адаптацию к повседневной жизни, и они могут воспринимать стрессовые ситуации иначе, чем большинство. Защитный механизм проявляется в интеллектуальной переработке и уходе в мир фантазий. Они стремятся к свободе выбора и избегают формальных рамок, что может усложнить трудовую адаптацию.

Профиль 84'9-/ характеризует акцентуацию по экспансивно-шизоидному типу, с нонконформизмом и эгоцентризмом. Высокие пики по 8-й шкале могут указывать на шизофренические расстройства, проявляющиеся в снижении социальной адаптации и растерянности. Низкие показатели (ниже 50 Т) свидетельствуют о практичности и трезвом подходе к жизни.

Люди с высокой 8-й шкалой нуждаются в социальной нише, где их индивидуальность будет учтена. Их судьба непредсказуема и зависит от способности адаптироваться к окружающей среде. Часто они остаются одинокими, жертвуя личным благополучием ради своих идеалов. Среди них встречаются предсказатели, экстрасенсы и специалисты в области психологии и философии.

9-я шкала

Ведущий пик по 9-й шкале оптимистичности в профиле с нормальными значениями остальных шкал указывает на активность, высокий уровень жизнелюбия и позитивную самооценку. Это проявляется в склонности к шуткам, высокой мотивации, но большей ориентированности на активность, чем на конкретные цели. Настроение приподнятое, но гневные реакции возникают легко и быстро угасают. Жизненные трудности воспринимаются как преодолимые, а неудачи обесцениваются.

Отсутствует склонность к глубокому анализу проблем, преобладает беспечность и радужные надежды. Повышенная 9-я шкала указывает на гипертимный тип с завышенной самооценкой, легкостью в принятии решений и эмоциональными всплесками, что может восприниматься как инфантилизм у взрослых. Профиль может также отражать гиперкомпенсаторную реакцию в сложных ситуациях, когда люди демонстрируют браваду, несмотря на негативные перспективы.

В стрессовых ситуациях такие личности проявляют избыточную активность и стремление к общению, но быстро устают от однообразия. Коррекция поведения возможна через авторитетных лидеров, с акцентом на повышение самоконтроля и самосознания. Повышенные показатели 9-й шкалы могут указывать на ажитацию или снижение критичности в психопатологических вариантах.

Низкие показатели по 9-й шкале свидетельствуют о снижении оптимизма и активности, что может указывать на депрессию или астению. Взрослые с типом «9» остаются оптимистами, но могут быть безответственными и необязательными, проявляя настойчивость только в радующих их занятиях. Это приводит к моральному банкротству в зрелом возрасте.

0-я шкала

Повышенная 0-я шкала (интроверсия) усиливает гипостенические проявления и ослабляет стенические черты, указывая на пассивность и обращенность интересов внутрь. Она отражает снижение социальной включенности, замкнутость и застенчивость, а также может повышаться при трудностях в межличностных отношениях.

При выраженной интровертированной акцентуации высокая 0-я шкала (65-70 Т) указывает на инертность, скрытность и избегание конфликтов, что приводит к значительному сужению круга общения. В стрессовых ситуациях наблюдается заторможенность и уход в одиночество. Высокие показатели могут скрывать внутреннюю дисгармонию и неловкость в общении, хотя внешне такие люди могут казаться общительными.

Если 0-я шкала является единственным пиком, у женщин это говорит о скромности и семейных интересах, а у мужчин — о юнговском варианте интроверсии с ригидностью и раздражительностью. В сочетании с другими шкалами высокая 0-я (65 Т и выше) указывает на ослабление социальных контактов и аутичность.

Низкие показатели 0-й шкалы демонстрируют общительность и непринужденность, а данные ниже 40 Т указывают на неразборчивость в контактах. Коррекция поведения у людей с высокой 0-й шкалой затруднена из-за их замкнутости и неоткровенности, и возможна только при завоевании доверия.

0-я шкала скорее скрывает индивидуальность, чем раскрывает ее. Судьбореализация типа «0» зависит от других тенденций, так как чистая интроверсия характерна для людей, полностью отошедших от общества. Если это происходит после трагедий, то связано с болезненными переживаниями. Если же уход первичен и обусловлен неприятием мира, это тип «0» — «одинокий путник», не нуждающийся в социальных контактах и отказавшийся от реализации своей судьбы в реальном мире.

Интерпретация дополнительных шкал

Кроме шкал достоверности и 10 основных существует множество дополнительных шкал. Они создавались разными авторами в соответствии с интересовавшими их проблемами на базе все тех же 566 утверждений. Каждый из авторов использовал этот опросник, сравнивая в процессе статистической обработки данных типичные ответы выбранной эталонной группы с нормативными данными. Таким образом отбиралась группа значимых утверждений, т.е. тех утверждений, ответы на которые достоверно отличались в эталонной группе и в норме. Л.Н. Собчик адаптированы к отечественным условиям более 200 дополнительных шкал. Нормативный разброс этих шкал находится также в пределах 30-70 Т, соотношение сырых баллов с Т-баллами производится по формуле:

γ=50+X−Mσ

где Х - сырой результат, полученный по ключу соответствующей шкалы, M - медиана, т.е. средненормативный показатель, а «σ» - среднеквадратичное отклонение - сигма. Дополнительные шкалы используются двояким образом: 1) для изучения степени выраженности того признака, который эта шкала выявляет и 2) как дополнение или уточнение к основному личностному профилю. Интерпретация этих шкал напрашивается по их названиям шкала «Алкоголизма», «Устойчивость к стрессу», «Интеллектуальная эффективность», «Лидерство», «Студенческий староста», «Адвокатский тип личности», «Преступность», «Враждебность» и др. Чем выше показатели шкалы «Сила Эго», тем сильнее выражена интегративная функция «Я», чем выше шкала «Отношение к другим», тем больше ориентирован индивид на мнение референтной группы, чем ниже показатели шкалы «Интеллектуальные способности», тем хуже у данного индивида эмоционально-динамические характеристики, которые служат базой для реализации интеллектуальной деятельности, даже если по данным интеллектуальных тестов IQ соответствует высоким стандартам. Основной целью разработчиков этих шкал было стремление упростить обследование. Однако, пользуясь удобным моментом, автор считает уместным сказать, что «упрощение» в психодиагностике приводит к ошибкам, примитивизации и снижению надежности полученных результатов. Вырванные из контекста целостного исследования, показатели отдельных шкал могут ввести в заблуждение, придать исследованию поверхностный характер. Дополнительные шкалы между собой никак не соотносятся, навыки их интерпретации в совокупности с общим профилем и в «связках» формируются с приобретением опыта.

Целостная оценка профиля

Для целостной оценки профиля необходимо учитывать личностные особенности и влияние шкал друг на друга, особенно в контексте установки обследуемого на тестирование, что отражается в шкалах достоверности. Сглаженные профили с высокими показателями шкал К или L могут указывать на попытку испытуемого «показать себя в лучшем свете», скрывая реальные проблемы. В таких случаях профиль может быть расценен как «гипернормальный», что требует повторного обследования.

В достоверном профиле интерпретация осуществляется по общим правилам, где 3-я шкала поглощает свойства 1-й. Сочетание 1-й с высокими 2-й, 6-й, 7-й, 8-й и низкой 9-й указывает на подавленную враждебность, характерную для «язвенного типа личности». Высокие показатели 2-й шкалы с повышением 1-й и 3-й могут свидетельствовать о хроническом эмоциональном дискомфорте и невротическом развитии.

Успешная социальная адаптация требует баланса между эгоцентрическими потребностями и требованиями среды. Личность, находящаяся в гармонии, демонстрирует хорошее самоконтроль и соблюдение норм. Однако давление социума может привести к невротизации или гипертимным реакциям, что отражается в профиле. В случае одновременного воздействия обоих механизмов может возникнуть психосоматический дисбаланс, проявляющийся физическими расстройствами.

Для целостной интерпретации профиля шкалы методики следует сгруппировать так, чтобы определить основной тип реагирования и индивидуальные особенности обследуемого. 2-я, 7-я и 0-я шкалы указывают на гипостенический тип реагирования с преобладанием тормозимых черт, что может свидетельствовать о конформности и отказе от самореализации. В профилях с ведущими шкалами гипостенического регистра выявляется невротическая дезадаптация.

4-я, 6-я и 9-я шкалы формируют стенический тип реагирования, отражая активность и возбудимость. Умеренное повышение этих шкал указывает на стремление к самореализации, но при нарушении адаптации может проявляться асоциальное поведение. Высокие показатели гиперстенического профиля могут указывать на проблемы с алкоголем или наркоманией.

Сочетание гипостенических и стенических свойств создает смешанный тип реагирования, где высокая потребность в самореализации сочетается с самоконтролем. Это может привести к психосоматическим проблемам. Показатели 1-й и 3-й шкал также указывают на смешанный тип реагирования, отражая подавленную враждебность.

Нормальная гармоничная личность проявляется в сбалансированном профиле, но уравновешенность может скрывать внутренние противоречия. Профили на границе нормы могут указывать на пограничные состояния. Важно учитывать взаимное влияние шкал и их соотношение для понимания личностных проблем.

Интерпретация данных должна быть деликатной, чтобы не повредить самооценке обследуемого. Человек не бывает «плохим» или «хорошим» в абсолютном смысле; его действия зависят от контекста и моральных норм общества. Важно сохранять высокую самооценку пациента, чтобы избежать негативных последствий.

Этика психологического исследования требует, чтобы данные служили интересам обследуемого. Психодиагностика требует высокой ответственности и профессионализма. Надежность тестирования повышается при использовании нескольких методик, включая невербальные.

Индивидуально-личностные характеристики детей и подростков менее устойчивы, поэтому важно сопоставлять результаты с невербальными тестами. Получая многосторонний портрет личности, необходимо учитывать социально-исторический опыт и моральные нормы, формирующие личность. Психодиагностическое исследование создает лишь базисный паттерн, который требует дальнейшего изучения.

Где пройти тест

Пройти **СМИЛ **можно на нашем портале диагностики через психологические тесты «Mindow».

Результаты тестов без интерпретации специалистов не следует воспринимать слишком серьезно. При возникновении сомнений, подозрений, дискомфорта настоятельно рекомендуем обратиться к профессиональному психологу.

Похожие тесты

  1. **Пятифакторный опросник личности (5PFQ) **оценивает сразу 5 факторов "Большой пятерки" - экстраверсия-интроверсия, привязанность-обособленность, самоконтроль-импульсивность, эмоциональнаость-сдержанность, экспрессивность-практичность. Этот тест часто используют психологи для психодиагностики.
  2. Индивидуально-типологический опросник поможет лучше себя узнать, а заодно оценить свое психологическое состояние на данный момент
  3. **Опросник Акцент-2-90 **поможет определить акцентуации характера и составить портрет личности.

Список литературы

Л. Н. Собчик. СМИЛ (MMPI). Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. СПб.: Речь, 2003Л. Н. Собчик. Психодиагностика в медицине. М.: Боргес, 2007

Оцените статью

К статьямК тестамВ кабинет
К связанному тесту