Биографический опросник (BIV)
О тесте
Биографический опросник (BIV – Biographisches Inventar zur Diagnose von Verhaltenstorungen) используется для изучения некоторых аспектов биографии, окружающей среды и личности испытуемых.
Методика описывает испытуемых посредством свойств личности, сформированных социальной средой, ситуацией и биографией, раскрывает влияние семейной ситуации на жизненный путь. Она позволяет получить стандартизированную информацию о биографии, о ситуации окружающей среды и актуальном психическом состоянии, что является важной предпосылкой для социально-психологической адаптации личности. Опросник относится к самооценочным методикам, в нем содержится субъективная информация о семейной ситуации и поведении в социальной среде. Важно, что результаты этой методики могут говорить о некоторых нарушениях адаптации и поведения в социальной среде. Диспозиции нарушения социального поведения, по мнению авторов, развиваются на ранних этапах социализации в связи с семейным окружением и воспитанием родителей или заменяющих их лиц. В результате стереотипы отклоняющегося поведения могут быть закреплены и проявляться в повседневном поведении. Численное измерение этих стереотипов осуществляется при помощи шкал опросника «Семейная ситуация» и «Воспитание» – они являются собственно биографическими шкалами.
Об авторах и история создания теста
Опросник — разработка авторов Bottscher, Jager, Lischer 1976 года.
Методика адаптирована В. А. Чикер в 1991 году.
Как подсчитываются результаты
Опросник состоит из 8 шкал:
- ***Семейная ситуация ***– субъективное описание семейной ситуации в детстве и юности, взаимодействия с родителями, отношения семьи к окружающим;
- Сила Я — самоуверенность, способность добиться своего;
- ***Социальное положение ***– влияние факторов внешней среды, вызывающих выраженное напряжение в личных и социальных ситуациях;
- Стиль воспитания — воспитательное воздействие родителей или замещающих их лиц;
- Нейротизм — эмоциональная лабильность;
- Социальная активность — контактность;
- ***Психофизическая конструкция ***– предрасположенность к соматическим нарушениям, склонность реагировать соматически на стрессовые нагрузки;
- Экстраверсия.
Результаты ответов на 97 вопросов обрабатываются с помощью ключа. Совпадение ответа обследуемого с «ключом» оценивается в 1 балл, несовпадение – 0 баллов. Затем все совпадения суммируются. При обработки необходимо учитывать, что «ключ» по первым семи шкалам ориентирован негативно, т.е. высокие «сырые» оценки означают наличие соответствующей проблемы. В шкале «Экстраверсия» высокие оценки соответствуют экстравертированному поведению.

Пример результата методики с сайта mindow.ru
Интерпретация результатов
Шкала 1 – Семейная ситуация
- Высокие оценки (8-10 стенов) – Неудовлетворительные взаимоотношения с родителями, неадекватное отношение семьи к окружающему миру, недостаточное влияние со стороны семьи в детстве и юности.
- Низкие оценки (1–3 стена) – Хорошее взаимодействие между родителями. Позитивное отношение семьи к окружающему миру, благоприятное влияние со стороны семьи в детстве и юности.
Шкала 2 – Сила «Я»
- Высокие оценки (8-10 стенов) – Недостаточная сила «Я», низкая уверенность в себе, низкая способность добиваться своего.
- Низкие оценки (1–3 стена) – Выраженная сила «Я», самоуверенность, способность добиваться своего.
Шкала 3*– Социальное положение (SOZLAG)*
- Высокие оценки (8-10 стенов) – Частое выражение напряжения в личных и социальных ситуациях. Трудности социальной адаптации.
- Низкие оценки (1–3 стена) – Незначительное ситуационное напряжение в межличностном и социальном взаимодействии, хорошая социальная адаптированность.
Шкала 4. – Воспитание (стиль)
- Высокие оценки (8-10 стенов) – Негативно воздействующее воспитательное поведение родителей или замещающих их лиц, неврозогенный стиль воспитания, отрицательный характер взаимодействия между родителями либо замещавшими их лицами.
- Низкие оценки (1–3 стена) – Благоприятное, способствующее дальнейшему развитию воспитательное поведение родителей. Хорошее взаимодействие между родителями.
Шкала 5 – Нейротизм
- Высокие оценки (8-10 стенов) – Эмоциональная лабильность, сильные эмоциональные реакции, общая психическая неустойчивость, чувствительность, тревожность.
- Низкие оценки (1–3 стена) – Психическое здоровье, нормальные эмоциональные реакции, эмоциональная уравновешенность.
Шкала 6 – Социальная активность
- Высокие оценки (8-10 стенов) – Неспособность устанавливать и поддерживать социальные контакты, проблемы раскрытия себя.
- Низкие оценки (1–3 стена) – Хорошая способность устанавливать и поддерживать контакты, отсутствие робости в раскрытии себя другим.
Шкала 7 – Психофизическая конституция
- Высокие оценки (8-10 стенов) – Выраженная склонность к соматическим нарушениям, низкая устойчивость к стрессовым нагрузкам, психическая лабильность.
- Низкие оценки (1–3 стена) – Психическое здоровье, отсутствие предрасположенности реагировать на стрессовые нагрузки.
Шкала 8 – Экстраверсия
- Высокие оценки (8-10 стенов) – Социальная активность, общительность, импульсивность.
- Низкие оценки (1–3 стена) – Невысокая социальная активность, уединенный образ жизни, неспособность к спонтанному реагированию.
Интегральные (вторичные) показатели получены на основании содержательных и статистических процедур, которые могут быть обозначены следующим образом:
- синдром семейного дефицита – определяется содержанием шкал «семейная ситуация» и «воспитание (стиль)»;
- **синдром экстраверсии – определяется содержанием шкал содержанием шкал «Социальная активность» и «экстраверсия»;
- неуверенность в себе, слабость «Я» – определяется содержанием шкал «сила «Я» , «социальная активность» и «социальное положение»;
- актуальное напряжение в профессиональной и личной сферах – определяется содержанием шкал «социальная активность», «психофизическая конституция» и «воспитание (стиль)»;
- синдром невроза – содержание определяется утверждениями шкал «нейротизм», «психофизическая конституция», «сила «Я».
Где пройти тест
Пройти **Биографический опросник (BIV) **можно на нашем портале диагностики через психологические тесты «Mindow».
Результаты тестов без интерпретации специалистов не следует воспринимать слишком серьезно. При возникновении сомнений, подозрений, дискомфорта настоятельно рекомендуем обратиться к профессиональному психологу.
Список литературы
- Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. СПб.: Речь, 2006