Mindow logo
Тесты
Поддержать проект

Биографический опросник (BIV)

О тесте

Биографический опросник (BIV – Biographisches Inventar zur Diagnose von Verhaltenstorungen) используется для изучения некоторых аспектов биографии, окружающей среды и личности испытуемых.

Методика описывает испытуемых посредством свойств личности, сформированных социальной средой, ситуацией и биографией, раскрывает влияние семейной ситуации на жизненный путь. Она позволяет получить стандартизированную информацию о биографии, о ситуации окружающей среды и актуальном психическом состоянии, что является важной предпосылкой для социально-психологической адаптации личности. Опросник относится к самооценочным методикам, в нем содержится субъективная информация о семейной ситуации и поведении в социальной среде. Важно, что результаты этой методики могут говорить о некоторых нарушениях адаптации и поведения в социальной среде. Диспозиции нарушения социального поведения, по мнению авторов, развиваются на ранних этапах социализации в связи с семейным окружением и воспитанием родителей или заменяющих их лиц. В результате стереотипы отклоняющегося поведения могут быть закреплены и проявляться в повседневном поведении. Численное измерение этих стереотипов осуществляется при помощи шкал опросника «Семейная ситуация» и «Воспитание» – они являются собственно биографическими шкалами.

Об авторах и история создания теста

Опросник — разработка авторов Bottscher, Jager, Lischer 1976 года.

Методика адаптирована В. А. Чикер в 1991 году.

Как подсчитываются результаты

Опросник состоит из 8 шкал:

  1. ***Семейная ситуация ***– субъективное описание семейной ситуации в детстве и юности, взаимодействия с родителями, отношения семьи к окружающим;
  2. Сила Я — самоуверенность, способность добиться своего;
  3. ***Социальное положение ***– влияние факторов внешней среды, вызывающих выраженное напряжение в личных и социальных ситуациях;
  4. Стиль воспитания  воспитательное воздействие родителей или замещающих их лиц;
  5. Нейротизм — эмоциональная лабильность;
  6. Социальная активность — контактность;
  7. ***Психофизическая конструкция ***– предрасположенность к соматическим нарушениям, склонность реагировать соматически на стрессовые нагрузки;
  8. Экстраверсия.

Результаты ответов на 97 вопросов обрабатываются с помощью ключа. Совпадение ответа обследуемого с «ключом» оценивается в 1 балл, несовпадение – 0 баллов. Затем все совпадения суммируются. При обработки необходимо учитывать, что «ключ» по первым семи шкалам ориентирован негативно, т.е. высокие «сырые» оценки означают наличие соответствующей проблемы. В шкале «Экстраверсия» высокие оценки соответствуют экстравертированному поведению.

Пример результата методики с сайта mindow.ru

Интерпретация результатов

Шкала 1 – Семейная ситуация

  • Высокие оценки (8-10 стенов) – Неудовлетворительные взаимоотношения с родителями, неадекватное отношение семьи к окружающему миру, недостаточное влияние со стороны семьи в детстве и юности.
  • Низкие оценки (1–3 стена) – Хорошее взаимодействие между родителями. Позитивное отношение семьи к окружающему миру, благоприятное влияние со стороны семьи в детстве и юности.

Шкала 2 – Сила «Я» 

  • Высокие оценки (8-10 стенов) – Недостаточная сила «Я», низкая уверенность в себе, низкая способность добиваться своего.
  • Низкие оценки (1–3 стена) – Выраженная сила «Я», самоуверенность, способность добиваться своего.

Шкала 3*– Социальное положение (SOZLAG)*

  1. Высокие оценки (8-10 стенов) – Частое выражение напряжения в личных и социальных ситуациях. Трудности социальной адаптации.
  2. Низкие оценки (1–3 стена) – Незначительное ситуационное напряжение в межличностном и социальном взаимодействии, хорошая социальная адаптированность.

Шкала 4. – Воспитание (стиль)

  • Высокие оценки (8-10 стенов) – Негативно воздействующее воспитательное поведение родителей или замещающих их лиц, неврозогенный стиль воспитания, отрицательный характер взаимодействия между родителями либо замещавшими их лицами.
  • Низкие оценки (1–3 стена) – Благоприятное, способствующее дальнейшему развитию воспитательное поведение родителей. Хорошее взаимодействие между родителями.

Шкала 5 – Нейротизм 

  • Высокие оценки (8-10 стенов) – Эмоциональная лабильность, сильные эмоциональные реакции, общая психическая неустойчивость, чувствительность, тревожность.
  • Низкие оценки (1–3 стена) – Психическое здоровье, нормальные эмоциональные реакции, эмоциональная уравновешенность.

Шкала 6 – Социальная активность

  • Высокие оценки (8-10 стенов) – Неспособность устанавливать и поддерживать социальные контакты, проблемы раскрытия себя.
  • Низкие оценки (1–3 стена) – Хорошая способность устанавливать и поддерживать контакты, отсутствие робости в раскрытии себя другим.

Шкала 7 – Психофизическая конституция

  • Высокие оценки (8-10 стенов) – Выраженная склонность к соматическим нарушениям, низкая устойчивость к стрессовым нагрузкам, психическая лабильность.
  • Низкие оценки (1–3 стена) – Психическое здоровье, отсутствие предрасположенности реагировать на стрессовые нагрузки.

Шкала 8 – Экстраверсия

  • Высокие оценки (8-10 стенов) – Социальная активность, общительность, импульсивность.
  • Низкие оценки (1–3 стена) – Невысокая социальная активность, уединенный образ жизни, неспособность к спонтанному реагированию.

Интегральные (вторичные) показатели получены на основании содержательных и статистических процедур, которые могут быть обозначены следующим образом:

  • синдром семейного дефицита – определяется содержанием шкал «семейная ситуация» и «воспитание (стиль)»;
  • **синдром экстраверсии  определяется содержанием шкал содержанием шкал «Социальная активность» и «экстраверсия»;
  • неуверенность в себе, слабость «Я» – определяется содержанием шкал «сила «Я» , «социальная активность» и «социальное положение»;
  • актуальное напряжение в профессиональной и личной сферах – определяется содержанием шкал «социальная активность», «психофизическая конституция» и «воспитание (стиль)»;
  • синдром невроза – содержание определяется утверждениями шкал «нейротизм», «психофизическая конституция», «сила «Я».

Где пройти тест

Пройти **Биографический опросник (BIV) **можно на нашем портале диагностики через психологические тесты «Mindow».

Результаты тестов без интерпретации специалистов не следует воспринимать слишком серьезно. При возникновении сомнений, подозрений, дискомфорта настоятельно рекомендуем обратиться к профессиональному психологу.

Список литературы

  1. Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. СПб.: Речь, 2006

Оцените статью

К статьямК тестамВ кабинет
К связанному тесту