Mindow logo
Тесты

Тест Герчикова (на тип мотивации в работе) (Motype)

О тесте

Тест мотивации Герчикова — это качественный инструмент, позволяющий исследовать основные стимулы, определяющие отношение к труду и коллективу. Анализ выявляет внутренние и внешние факторы, влияющие на проявление инициативы, устойчивость интереса к профессиональной сфере и стремление к результативности. 

На основании результатов теста оценки мотивации Герчикова можно выстраивать систему стимулирования сотрудников, систему оплаты труда, а также целенаправленно осуществлять найм и кадровые перемещения сотрудников.

Об авторе и история создания теста

Автором теста является Герчиков Владимир Исакович, профессор, д.соц.н., автор свыше 230 научных работ, в том числе 14 на английском языке. Один из основателей отечественной промышленной социологии и отечественной научно-практической школы управления персоналом.

Тест оценки мотивации Герчикова позволяет выявить, какой из пяти типов мотивации, согласно теории Герчикова, наиболее свойственен оцениваемому:

  • инструментальный;
  • профессиональный;
  • патриотический;
  • хозяйский;
  • люмпенизированный.

Каждый человек с точки зрения его мотивации представляет собой сочетание в некоторых пропорциях пяти чистых мотивационных типов.

Владимир Герчиков выделял два основных типа мотивации:

  • Мотивацию достижения: желание получить определенные блага и вознаграждение за труд;
  • Мотивация избегания неудач: стремление избежать негативных санкций и наказаний за недостижение результата.

В модели В.И. Герчикова, на которой построен тест оценки мотивации Motypе выделяется 4 базовых типа мотивации достижения и 1 тип мотивации избегания.

Как подсчитываются результаты

Ключ к тесту

ВопросИНПРПАХОЛЮ
142315
213425
332541
412435
512354
6
71133
81331
931
1033313
11131
121133
131
14331
1523114
1652314
1742135
182413.15
1931524
2012453
214 61 4 71 2 4 51 2 42 5
223 65214
234 63 521 37 8

Рассматривая поочередно вариант ответа на каждый вопрос, определите по ключевой таблице тип мотивации. Он может быть единственным для этого варианта, но есть варианты ответов, которым соответствует несколько типов мотивации. Есть и такие варианты, которым не соответствует ни один тип мотивации, например, вопрос 10.1 не имеет соответствующего типа мотивации ни при каком варианте ответа. Подсчитайте сколько раз встречается в проставленных кодах код каждого типа и запишите ниже полученные результаты, например: ЛЮ – 7 раз; ИН – 4 раза; ПР – 2 раза; ПА – 8 раз; ХО – 1 раз. Проранжируйте типы мотивации: от 1 (наибольшее количество выборов) до 5 (наименьшее количество выборов).

Пример результата теста с сайта mindow.ru

Интерпретация результатов

  1. Люмпенизированный тип - относится к избегательному классу мотивации.

Характеристика:

  • все равно, какую работу выполнять, нет предпочтений;
  • согласен на низкую оплату, при условии, чтобы другие не получали больше;
  • низкая квалификация;
  • не стремится повысить квалификацию, противодействует этому;
  • низкая активность и выступление против активности других;
  • низкая ответственность, стремление переложить ее на других;
  • стремление к минимизации усилий.

Работник этого типа обладает очень слабой мотивацией к эффективной работе. У него низкая квалификация и он не стремится ее повышать; он безответственен и старается избежать любой работы, связанной с личной ответственностью; он сам не проявляет никакой активности и негативно относится к активности других. Его основное стремление - минимизировать свои трудовые усилия на уровне, допустимом со стороны непосредственного руководителя. В силу этих качеств он как работник ценится невысоко, не может обеспечить себя своим трудом и смирился с этим. Соответственно, для улучшения своего положения и благосостояния ему остается надеяться только на благоприятное стечение обстоятельств и благосклонность руководителя и «халяву».Зато он удобен: ему можно поручить работу, на которую не согласятся работники других типов мотивации; он выступает за уравнительность и согласен на достаточно низкий заработок, лишь бы никто другой не получал существенно больше; он чрезвычайно зависим от руководителя и принимает эту зависимость как должное. Кроме того, работник с избегательной мотивацией – единственный, по отношению к которому административный стиль управления может быть эффективным, а потому оправданным.

  1. Инструментальный тип - относится к достижительному классу мотивации.

Характеристика:

  • интересует цена труда, а не его содержание (то есть труд является инструментом для удовлетворения других потребностей, отсюда и название этого типа мотивации);
  • важна обоснованность цены, не желает "подачек";
  • важна способность обеспечить свою жизнь самостоятельно.

Сама работа не является для такого работника сколько-нибудь значимой ценностью и рассматривается только как источник заработка и других благ, получаемых в качестве вознаграждения за труд. Но его интересуют не любые деньги, а именно заработок; поэтому он будет работать с максимальной отдачей на любой работе, если его труд будет справедливо и высоко (в его понимании) оплачиваться. Поэтому работник с инструментальным типом мотивации скорее позитивно отнесется, например, к предложению поработать в худших условиях: для него это послужит основанием потребовать увеличения заработка как доплаты за неблагоприятные условия труда.

  1. Профессиональный тип - относится к достижительному классу мотивации.

Характеристика:

  • интересует содержание работы;
  • не согласен на неинтересные для него работы сколько бы за них не платили.
  • интересуют трудные задания - возможность самовыражения;
  • считает важной свободу в оперативных действиях;
  • важно профессиональное признание, как лучшего в профессии.

Работник этого типа ценит в работе ее содержание, возможность проявить себя и доказать (не только окружающим, но и себе), что он может справиться с трудным заданием, которое не каждому посильно. Эти работники предпочитают самостоятельность в работе и отличаются развитым профессиональным достоинством. К руководителю чаще всего относится с известной долей иронии. Как правило, работник с профессиональным типом мотивации достаточно быстро становится лучшим специалистом в компании на данном типе рабочих мест.

  1. Патриотический тип - относится к достижительному классу мотивации.

Характеристика:

  • необходима идея, которая будет им двигать;
  • важно общественное признание участия в успехе;
  • главная награда - всеобщее признание незаменимости в фирме.

Работников этого типа интересует участие в реализации общего, очень важного для организации дела. Им свойственна убежденность в своей нужности для организации, отличаются готовностью взвалить на себя дополнительную ответственность ради достижения результатов общего дела. Для них важно общественное признание участия в общих достижениях.

  1. Хозяйский тип - относится к достижительному классу мотивации.

Характеристика:

  • добровольно принимает на себя ответственность;
  • характеризуется обостренным требованием свободы действий;
  • не терпит контроля.

Выражается в добровольном принятии работником на себя полной ответственности за выполняемую работу. Работник с таким типом мотивации будет выполнять свою работу с максимальной отдачей, не настаивая на ее особой интересности или высокой оплате, не требуя ни дополнительных указаний, ни постоянного контроля. Работник с преобладанием хозяйской мотивации — вероятно, самый эффективный в смысле соотношения затрат и результатов. Но хозяином очень трудно управлять - он суверенен и не только не нуждается в приказаниях или наказаниях (ысвойственных распространенному у нас административному стилю управления), но и не терпит их. Этот тип мотивации характерен прежде всего для людей, занятых предпринимательской деятельностью.

Где пройти тест

Пройти Тест Герчикова (на тип мотивации в работе) (Motype) можно на нашем портале диагностики через психологические тесты «Mindow».

Результаты тестов без интерпретации специалистов не следует воспринимать слишком серьезно. При возникновении сомнений, подозрений, дискомфорта настоятельно рекомендуем обратиться к профессиональному психологу.

Похожие тесты

  1. Методика «Определение типа будущей профессии» Е.А.Климова - основана на классификации профессиональных интересов. Позволяет установить в какой области старшекласснику лучше всего выбрать специальность, по которой он будет проходить профессиональное обучение после школы.
  2. Методика "Якоря карьеры" - показывает, что для человека важно в его профессиональной деятельности. Методика может быть использована в консультировании относительно выбора профессии, профориентации, а также для оценки мотивации к профессиональной деятельности при индивидуальном консультировании и при работе с коллективами на предприятиях.

Список литературы

  1. В. И. Герчиков. Мотивация, стимулирование и оплата труда. М.: ВШЭ, 2004

Оцените статью

К статьямК тестамВ кабинет
К связанному тесту