Опросник когнитивных ошибок (CMQ)
О тесте
Опросник когнитивных ошибок (Cognitive Mistakes Questionnaire, CMQ) — инструмент, разработанный для выявления и оценки когнитивных искажений — систематических ошибок в мышлении и восприятии, которые приводят к неправильной интерпретации ситуаций, событий и смысловых контекстов.
Об авторе и история создания теста
Опросник был впервые описан в книге А. Фримана и Р. Девульф «10 глупейших ошибок, которые совершают люди». Одна из адаптаций была проведена А. Е. Бобровым и Е. В. Файзрахмановой в 2017 году.
Как подсчитываются результаты
Опросник включает в себя 45 утверждений, к которым нужно определить степень своего согласия по 4 градациям (от 1 - никогда до 4 - всегда).
CMQ выявляет склонность к совершению 9 ошибок мышления:
- Персонализация. Ожидание враждебного и неодобрительного отношения к себе; любое несогласие или замечание воспринимаются как отвержение, подавление или унижение. Пункты: 20, 16, 15, 19, 13. Проявления: фиксация на критических замечаниях и несогласии с другими, обидчивость, недоверие и настороженность, ожидание негативно пристрастного отношения к себе, упреков, обмана, отвержения и унижения со стороны других.
- Чтение мыслей. Склонность приходить к недостаточно логически обоснованным выводам; тенденция «додумывать» за других людей, опираясь на субъективные ожидания, интуитивные оценки и проекции. Пункты: 14, 8, 17, 6, 9. Проявления: односторонние, как правило, негативные суждения о намерениях, поступках и оценках других людей; неумение логически и с различных сторон рассмотреть причины и обстоятельства поведения окружающих.
- Упрямство. Настойчивое стремление отстаивать свою самооценку, связанное со страхом ошибиться, эгоцентрическая иерархизация и сужение проблемного поля. Пункты: 43, 44, 42, 45, 23. Проявления: негибкость суждений, преобладание эгоцентрических защитных суждений и бездействия, склонность явно или скрыто оспаривать мнение и предложения других людей «из принципа», отождествляя себя с предметом спора.
- Морализация. Декларирование повышенной моральной ответственности, стремление к обеспечению безопасности за счет морального контроля над окружающими. Пункты: 11, 12, 39, 40, 21. Проявления: преобладание моральных суждений и оценок в восприятии явлений и людей, представляющих потенциальное неудобство или опасность.
- Катастрофизация. Склонность преувеличивать значимость проблем и бурно на них реагировать, как правило, вследствие прямого столкновения идеализированных представлений о себе и окружающих с реальностью. Пункты: 3, 1, 2, 10, 25. Проявления: обостренное, негативно преувеличенное реагирование на проблемы, выражающееся в нереалистичном ожидании угрозы жизни, здоровью, благосостоянию, общественному статусу, в потере доверия и в уверенности в обмане со стороны других; склонность к аффективно-шоковым и диссоциативным реакциям.
- Выученная беспомощность. Обесценивание собственного «я», принижение своих возможностей и способностей, сопряженное со стремлением снять с себя ответственность за жизненные неудачи, и декларирование пессимистической установки. Пункты: 26, 38, 4, 5, 36, 35, 34, 29, 28. Проявления: повторяющееся очевидное обесценивание своих возможностей, положения и достижений, стремление к поиску защиты и покровительства, декларирование своей слабости и беспомощности как оправдание неудач и нежелания активно преодолевать имеющиеся затруднения.
- Максимализм. Амбициозность и крайность в оценках, потребность в восхищении, выражающаяся через нарциссическую безупречность. Пункты: 22, 24, 18, 21, 25, 23. Проявления: крайность в суждениях, тенденция преувеличивать свои достижения и упрекать окружающих в их недооценке, комплекс Золушки (фрустрация ожиданий восхищения как награды за трудолюбие и безупречность), обесценивание других за лень и необязательность.
- Преувеличение опасности. Уклонение от непредвиденных обстоятельств, избегание рисков, ответственности и соперничества вследствие преувеличения опасностей. Пункты: 33, 34, 35, 23, 9, 31 и 27 (с отрицательным значением). Проявления: самоограничения и повышенный самоконтроль со ссылками на многочисленные или преувеличенные опасности, неблагоприятные обстоятельства и/или недоброжелательное отношение; избегающая осторожность и пассивность.
- Гипернормативность. Отождествление себя с социальными нормами, перфекционизм, стремление обезопасить себя за счет тщательного следования нормам и социальным предписаниям. Пункты: 37, 40, 32, 33 и 41 (с отрицательным значением). Проявления: безусловная и не всегда критичная приверженность правилам, нормам поведения и этикету, исполнительность и тщательность, избыточная вежливость и аккуратность во взаимоотношениях, тенденция к вынесению оценок исходя из принятых в данной группе социальных нормативов.

Пример результата теста с сайта mindow.ru
Интерпретация результатов
СУБШКАЛЫ | ТОЧКА ОТСЕЧЕНИЯ ПО СУБШКАЛЕ |
---|
1. Персонализация | 1,2 |
2. Чтение мыслей | 1,7 |
3. Упрямство | 1,7 |
4. Морализация | 1,5 |
5. Катастрофизация | 1,6 |
6. Выученная беспомощность | 1,6 |
7. Максимализм | 1,8 |
8. Преувеличение опасности | 2,1 |
9. Гиперкнормативность | 1,9 |
Результат ниже точки отсечения указывает на низкую вероятность присутствия данного когнитивного искажения, выше — на вероятное наличие данного искажения у испытуемого.
Где пройти тест
Пройти Опросник когнитивных ошибок (CMQ) можно на нашем портале диагностики через психологические тесты «Mindow».
Результаты тестов без интерпретации специалистов не следует воспринимать слишком серьезно. При возникновении сомнений, подозрений, дискомфорта настоятельно рекомендуем обратиться к профессиональному психологу.
Похожие тесты
Шкала базисных убеждений (WAS) - диагностика лиц, переживших психическую травму, предположительно находящихся в состоянии депрессии. Методика позволяет выделить наиболее проблемные области когнитивной сферы, коррекция которых возможна в процессе психотерапии.
Шкала дисфункциональности (Вейссман, Бернс) - предназначена для исследования наличия и силы дисфункциональных убеждений.
Список литературы
- Бобров А.Е., Файзрахманова Е.В. Опросник когнитивных ошибок как инструмент оценки компонентов патологической тревоги // Неврология и психиатрия. – 2017. – № 8. – С. 15–22.