Mindow logo
Тесты

Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ)

О тесте

Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) — предназначен для диагностики жизненных целей (терминальных ценностей) человека.

Опросник дает возможность ответить на три вопроса:

  1. Какая терминальная ценность является преобладающей в жизни данного индивида?
  2. Какая жизненная сфера наиболее значима для данного индиви­да?
  3. В какой жизненной сфере преобладающая терминальная цен­ность реализуется в наибольшей степени, т.е. какая жизненная сфе­ра наиболее значима для реализации преобладающей терминальной ценности?

О терминальных ценностях

Терминальная ценность — это убеждение человека в преимуществах определенных жизненных целей по сравнению с другими целями.

Перечень терминальных ценностей, диагностируемых в опросни­ке включает в се­бя 8 наименований:

1. Собственный престиж, т.е. завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям;

2. Высокое материальное положение, т.е. обращение к факторам материального благополучия как к главному смыслу существования;

3. Креативность, т.е. реализация своих творческих возмож­ностей, стремление изменять окружающую действительность;

4. Активные социальные контакты, т.е. установление благопри­ятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социаль­ной роли;

5. Развитие себя, т.е. познание своих индивидуальных особен­ностей, постоянное развитие своих способностей и других личност­ных характеристик;

6.  Достижения, т.е. постановка и решение определенных жизнен­ных задач как главных жизненных факторов;

7. Духовное удовлетворение, т.е. руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными;

8. Сохранение собственной индивидуальности, т.е. преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости.

Жизненные сферы

Однако реальная жизнь человека очень неоднородна. Одному и тому же человеку приходится выполнять разнообразные функции, раз­личные по своему содержанию виды деятельности, реализовать в них определенные социальные роли. По своему сходству все эти особен­ности объединяются в определенные жизненные сферы.

По мнению автора опросника, наиболее типичным для большинства индивидов являются следующие сферы:

  1. профессиональной жизни;
  2. обучения и образования;
  3. семейной жизни;
  4. общественной жизни;
  5. увлечений.

Необходимо отметить, что терминальные ценности в той или иной мере проявляются во всех названных выше жизненных сферах, каждая из которых в силу своей объективной обусловленности в различной степени способствует реализации тех или иных терминальных цен­ностей, поэтому сферы, способствующие этой реализации в наиболь­шей степени, приобретают для индивида наибольшую значимость.

Таким образом, вторым диагностическим конструктом опросника выступает значимость для индивида той или иной жизненной сферы как источника реализации той или иной терминальной ценности.

Об авторе и история создания теста

Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) был предложен И.Г. Сениным в 1991 году и основан на теории о структуре ценностей М. Рокича. В отличие от западного коллеги, И.Г. Сенин предлагает рассматривать жизненные (терминальные) ценности в различных сферах жизнедеятельности: профессиональной, обучения и образования, семейной, общественной и сфере увлечений. Следует признать, что проявление ценностей в данных сферах жизнедеятельности различно, что подтверждается исследованиями как самого автора, так и исследованиями множества ученых, использовавших методику ОТеЦ в своих научных изысканиях. Несмотря на то, что методика была разработана в 1991 году, она до сих пор не потеряла актуальности и часто используется в научных исследованиях.

Как подсчитываются результаты

Опросник состоит из 80 утверждений, каждое из которых испытуемый оценивает по 5-балльной шкале Ликкерта (1 — не имеет никакого значения, 2 - небольшое значение, 3 — определенное значение, 4 — важно, 5 -очень важно). Полученные оценки в баллах по таблицам норм переводятся в стэны. Результаты представляются в форме индивидуального профиля, отдельно для шкал терминальных ценностей и жизненных сфер. 

Пример результата методики с сайта mindow.ru

Интерпретация результатов

При интерпретации полученных данных следует учитывать, что в первую очередь интерпретации подлежат показатели, выходящие за пределы диапазона от 4 до 7 стенов, т.к. все показатели, находя­щиеся в этом диапазоне, можно считать близкими к среднему значению.

Интерпретация данных по шкалам терминальных ценностей

  1. Собственный престиж. Высокий балл по данному показателю отра­жает стремление человека к признанию, уважению, одобрению со сто­роны других, как правило, наиболее значимых лиц, к чьему мнению он прислушивается в наибольшей степени и на чье мнение он ориен­тируется, в первую очередь, в своих суждениях, поступках и взглядах. Испытуемые, получившие высокий балл по данному показа­телю, часто бывают сильно заинтересованы в мнениях окружающих о себе, так как нуждаются в социальном одобрении своего поведения.
  2. Высокое материальное положение. Высокий балл по данному пока­зателю отражает стремление человека к возможно более высокому уровню материального благосостояния. Такие люди часто бывают убеждены в том, что материальный достаток является главным усло­вием жизненного благополучия. Высокий уровень материального бла­госостояния для таких людей часто оказывается основанием для раз­вития чувства собственной значимости и повышенной самооценки.
  3. Креативность. Высокий балл по данному показателю отражает стремление человека к реализации своих творческих возможностей, внесению различных изменений во все сферы своей жизни. Испытуемые с высоким баллом по данному показателю во всем стремятся избегать стереотипов и разнообразить свою жизнь. Такие люди обычно доволь­но быстро устают от размеренного хода своей жизни и всегда стара­ются внести в нее что-то новое.
  4. Активные социальные контакты. Высокий балл по данному показа­телю говорит о стремлении человека к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми. Для таких людей, как правило, очень значимы все аспекты человеческих взаимоотношений, они часто бывают убеждены в том, что самое ценное в жизни - это возможность общаться и взаимодействовать с другими людьми.
  5. Развитие себя. Высокий балл по данному показателю отражает заинтересованность человека в объективной информации об особен­ностях своего характера, своих способностях, других характеристи­ках своей личности. Такие люди, как правило, стремятся к самосо­вершенствованию, считая при этом, что потенциальные возможности человека почти неограничены и что в первую очередь в жизни необ­ходимо добиваться наиболее полной из реализации.
  6. Достижения. Высокий балл по этому показателю говорит о стрем­лении человека к постижению конкретных и ощутимых результатов в различные периоды жизни. Такие люди, как правило, тщательно пла­нируют свою жизнь, ставя конкретные цели на каждом ее этапе и считая, что главное - добиться этих целей. Кроме того, часто большое количество жизненных достижений служит для таких людей основанием для высокой самооценки.
  7. Духовное удовлетворение.  Высокий балл по данному показателю отражает стремление человека к получению морального удовлетворе­ния во всех сферах своей жизни. Такие люди, как правило, считают, что главное - это делать то, что интересно и что приносит внут­реннее удовлетворение.
  8. Сохранение собственной индивидуальности. Высокий балл по это­му показателю говорит о стремлении человека к независимости от других людей. Такие люди, как правило, считают, что самое важное в жизни - это сохранить неповторимость и своеобразие своей лич­ности, своих взглядов, убеждений, своего стиля жизни, стремясь как можно меньше поддаваться влиянию массовых тенденций.

Интерпретация данных по шкалам жизненных сфер

  1. Сфера профессиональной жизни. Высокий балл по данному показа­телю говорит о высокой значимости для человека сферы его про­фессиональной деятельности. Такие люди отдают много времени своей работе, включаются в решение всех производственных проблем, счи­тая при этом, что профессиональная деятельность является главным содержанием жизни человека.
  2. Сфера обучения и образования. Высокий балл по данному показа­телю отражает стремление человека к повышению уровня своей обра­зованности, расширению кругозора. Такие люди считают, как прави­ло, что самое главное в жизни - это учиться и получать новые зна­ния.
  3. Сфера семейной жизни.  Высокий балл по данному показателю говорит о высокой значимости для человека всего того, что связано с жизнью его семьи. Такие люди отдают много сил и времени решению проблем своей семьи, считая, что главное в жизни - это благополу­чие в семье.
  4. Сфера общественной жизни.  Высокий балл по данному показателю отражает высокую значимость для человека проблем жизни общества. Такие люди, как правило, быстро вовлекаются в общественно полити­ческую жизнь, считая, что самое главное для человека - это его общественно-политические убеждения.
  5. Сфера увлечений. Высокий балл по этому показателю говорит о том, что основное место в жизни человека занимает его увлечение, хобби. Такие люди, как правило, отдают своему увлечению все сво­бодное время и считают, что без увлечения жизнь человека во мно­гом неполноценна.

Интерпретация данных по шкалам терминальных ценностей внутри жизненных сфер

1) Сфера профессиональной жизни:

Собственный престиж. Выражается в стремлении человека иметь работу или профессию, которая высоко ценится в обществе. Испытуе­мый, получающий высокий балл по этому показателю, как правило, очень заинтересован в мнении других людей относительно своей ра­боты или профессии и стремится добиться признания в обществе пу­тем выбора наиболее социально одобряемой работы или профессии.

Высокое материальное положение. Выражается в стремлении чело­века иметь работу или профессию, гарантирующую высокую зарплату, другие виды материальных благ. Испытуемые с высоким баллом по этому показателю часто бывают склонны к смене полученной специ­альности, если она не приносит желаемого уровня материального благополучия.

***Креативность. ***Выражается в стремлении внести элемент твор­чества в сферу своей профессиональной деятельности. Испытуемым с высоким баллом по этому показателю быстро становится скучно от привычных способов организации работы и методов ее проведения, поэтому для них характерно постоянное желание вносить в работу различные изменения и усовершенствования.

***Активные социальные контакты. ***Выражается в стремлении к коллегиальности в работе, установлении благоприятных взаимоотношений с коллегами по работе. Для испытуемых с высоким баллом по этому показателю значимы факторы социально-психологического климата коллектива, атмосфера доверия и взаимопомощи среди коллег.

Развитие себя. Выражается в стремлении к наиболее полной реа­лизации своих способностей в сфере профессиональной жизни и к по­вышению своей профессиональной квалификации. Для испытуемых с высоким баллом по данному показателю характерна особая заинте­ресованность в информации о своих профессиональных способностях и возможностях их развития.

*Достижения**. *Выражаются в стремлении достигать конкретных и ощутимых результатов в своей профессиональной деятельности, часто для повышения самооценки. Испытуемые с высоким баллом по этому показателю, как правило, испытывают большее удовлетворение от ре­зультатов своей работы, нежели от ее процесса. Для них также ха­рактерно тщательное планирование своей работы.

***Духовное удовлетворение. ***Выражается в стремлении иметь интересную, содержательную работу или профессию. Для испытуемых с высоким баллом по этому показателю характерно желание как можно глубже познать предмет своего труда, они, как правило, ощущают наибольшее удовлетворение от самого процесса работы и в меньшей степени ориентируются на ее результаты.

***Сохранение собственной индивидуальности. ***Выражается в стремлении посредством своей профессиональной деятельности каким-либо образом "выделиться из толпы". Испытуемые с высоким баллом по этому показателю, как правило, стараются иметь работу или про­фессию, которая могла бы подчеркнуть своеобразие и неповторимость их личности (например, выбрать необычную, редкую, малораспростра­ненную профессию).

2) Сфера обучения и образования:

__Собственный престиж. __Выражается в стремлении человека иметь такой уровень образования, который высоко ценится в обществе. Испытуемые, получившие высокий балл по этому показателю, отлича­ются особой заинтересованностью в мнении других людей относитель­но уровня своего образования или того уровня образования, которо­го они хотят достичь.

__Высокое материальное положение. __Выражается в стремлении чело­века иметь такой уровень образования, который гарантирует высокую зарплату и другие виды материальных благ. Испытуемые с высоким баллом по этому показателю характеризуются желанием повышать уро­вень своего образования, если существующий его уровень не при­носит желаемого материального благополучия.

Креативность**. Выражается в стремлении найти что-то новое в изучаемой дисциплине, внести свой вклад в определенную об­ласть знаний. Для испытуемых с высоким баллом по этому показателю характерно желание глубже проникнуть в предмет изучения с целью открыть в нем что-либо ранее неизученное.

Активные социальные контакты**. Выражаются в стремлении челове­ка идентифицировать себя с определенной социальной группой. Испы­туемые, набравшие высокий балл по данному показателю, отличаются желанием достигнуть определенного уровня образования, чтобы войти в более тесные контакты с людьми, принадлежащими к какой-либо со­циальной группе.

Развитие себя**. Выражается в стремлении человека повышать уро­вень своего образования ради развития своих способностей. Испыту­емые с высоким баллом по этому показателю характеризуются особой заинтересованностью в информации о своих способностях в обучении и о возможностях их развития.

Достижения**. Выражаются в стремлении человека добиваться как конкретных результатов своего образовательного процесса (напри­мер, защита диссертации), так и других жизненных целей, достиже­ние которых зависит от уровня образования. Для испытуемых с высо­ким баллом по этому показателю характерно тщательное планирование всех этапов образовательного процесса с постановкой конкретных целей на каждом этапе, а кроме того, стремление повысить свою са­мооценку.

Духовное удовлетворение**.  Выражается в стремлении узнать как можно больше об изучаемой дисциплине, интересуясь, в первую оче­редь, ее содержанием. Испытуемые с высоким баллом по данному по­казателю отличаются сильной познавательной потребностью, стремле­нием повышать уровень своего образования, желанием глубже проник­нуть в предмет изучения своей области знания.

Сохранение собственной индивидуальности**.  Выражается в стремлении человека так построить свой образовательный процесс, чтобы он в максимальной степени соответствовал всем особенностям его личности. Испытуемые, набравшие высокий балл по этому показателю, отличаются желанием быть оригинальными при получении образования, стараясь не нарушать своих жизненных принципов.

3) Сфера семейной жизни:

__Собственный престиж.  __Выражается в стремление человека так строить свою семейную жизнь, чтобы обеспечить себе признание со стороны окружающих. Испытуемые, получившие высокий балл по этому показателю, очень часто бывают заинтересованы в мнении других лю­дей о различных аспектах своей семейной жизни.

__Высокое материальное положение. __Выражается в стремлении к на­иболее высокому уровню материального достатка своей семьи. Испы­туемые с высоким баллом по данному показателю считают, как прави­ло, что семейное благополучие заключается прежде всего в хорошей обеспеченности семьи.

Креативность. Выражается в стремлении ко всякого рода изменениям в своей семейной жизни и внесению в нее чего-то нового какую-либо с высоким баллом по этому показателю отличаются тем, что постоянно стараются разнообразить жизнь своей семьи (напри­мер, сменить обстановку в квартире, придумать необычный вид се­мейного отдыха и т.п.).

Активные социальные контакты**. Выражаются в высокой значимости для человека определенной структуры взаимоотношений в семье. Для испытуемых с высоким баллом по этому показателю характерно стрем­ление к тому, чтобы каждый член его семьи занимал какую-либо со­циальную позицию и выполнял строго определенные функции.

Развитие себя**. Выражается в стремлении человека изменять к лучшему различные особенности своей личности в семейной жизни. Испытуемых с высоким баллом по этому показателю отличает их высо­кая заинтересованность в информации о себе (характере, способ­ностях, особенностях личности и т.п.).

Достижения**. Выражаются в стремлении к тому, чтобы в семейной жизни добиваться каких-либо реальных результатов (например, как можно раньше научить своих детей читать, писать и т.п.). Испытуе­мые, набравшие высокий балл по данному показателю, часто бывают заинтересованы в информации о семейной жизни других людей, так как хотят убедиться в весомости достижений своей семейной жизни по сравнению с достижениями семейной жизни других.

Духовное удовлетворение**.  Выражается в стремление к глубокому взаимопониманию со всеми членами семьи, духовной близости с ними. Испытуемые с высоким баллом по этому показателю в супружестве больше всего ценят настоящую любовь и считают ее главным условием семейного благополучия.

Сохранение собственной индивидуальности**.  Выражается в стремлении строить свою жизнь, ориентируясь лишь на собственные взгля­ды, желания, убеждения. Испытуемые с высоким баллом по данному показателю часто стараются сохранить свою независимость даже от членов своей семьи (например, проводя свой отпуск отдельно от них) с тем, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность.

4) Сфера общественной жизни:

Собственный престиж**.  Выражается в стремлении поддерживаться наиболее распространенных взглядов на общественно-политическую жизнь. Испытуемые с высоким баллом по этому показателю могут до­вольно активно участвовать в разговорах на общественно-полити­ческие темы, однако при этом они, как правило, выражают не свое собственное мнение, а мнение своих авторитетов.

Высокое материальное положение**. Выражается в стремлении зани­маться общественной деятельностью ради материального вознагражде­ния за нее. Для испытуемых, набравших высокий балл по данному по­казателю, характерно активное участие в общественной деятельности лишь в том случае, если она может приносить денежное вознагражде­ние и другие виды материальных благ.

Креативность**. Выражается в стремлении внести разнообразие в свою общественную деятельность. Испытуемые с высоким баллом по этому показателю, как правило, быстро откликаются на любые изме­нения, происходящие в общественно-политической жизни. Занимаясь общественной деятельностью, они стараются изменять привычные ме­тоды ее проведения, вносить в нее что-то новое.

Активные социальные контакты**.  Выражается в стремлении реализовать свою социальную направленность через активную общественную жизнь. Для испытуемых с высоким баллом по этому показателю харак­терно желание занять такое место в структуре общественной жизни, которое обеспечивало бы более тесный контакт с определенным кру­гом лиц и давало бы возможность взаимодействовать с ним в общест­венной жизни.

Развитие себя**. Выражается в стремлении как можно полнее реализовать и развивать свои способности в сфере общественной жизни. Для испытуемых с высоким баллом по этому показателю характерна особая заинтересованность в информации о своих способностях в сфере общественной жизни и возможностях их развития.

Достижения**. Выражаются в стремлении добиваться, прежде всего, реальных и конкретных результатов в своей общественно-полити­ческой деятельности, однако часто это происходит ради более высо­кой самооценки. Испытуемые с высоким баллом по этому показателю, как правило, четко планируют свою общественную работу, ставят конкретные цели на каждом этапе и стремятся любыми методами их достичь.

Духовное удовлетворение**.  Выражается в стремлении через общественную деятельность реализовать свое искреннее желание сде­лать жизнь общества как можно более благополучной. Испытуемые, набравшие высокий балл по этому показателю, отличаются тем, что получают наибольшее удовольствие не от результатов своей общест­венной деятельности, а от ее процесса.

Сохранение собственной индивидуальности**.  Выражается в стремление не попасть под влияние общественно-политических взглядов других людей. Для испытуемых с высоким баллом по данному показа­телю самой ценной является та общественно-политическая позиция, которую не занимает никто, кроме него, а часто такие испытуемые вообще не имеют никаких общественно-политических взглядов, так как для этого они слишком заняты собой.

5) Сфера увлечений:

Собственный престиж**. Выражается в стремлении в свободное вре­мя заниматься тем, что может служить основанием его высокой оцен­ки другими людьми. Испытуемый с высоким баллом по этому показате­лю склонен ориентироваться на мнение значимых для него лиц от­носительно того, как проводить свободное время, и старается про­водить его так, как это делают они.

Высокое материальное положение**.  Выражается в стремлении в свободное время заниматься тем, что может принести материальную пользу. Увлечения испытуемых, получивших высокий балл по данному показателю, часто носят прагматический характер (например, когда продукты увлечения можно продать, обменять и т.п.).

Креативность**. Выражается в стремлении человека увлекаться та­ким занятием, которое предоставляет широкие возможности для твор­чества, внесения разнообразия в сферу своего увлечения. Испытуе­мые с высоким баллом по этому показателю всегда стараются изме­нить что-либо в предмете своего увлечения, внести в него что-то новое.

Активные социальные контакты**. Выражаются в стремлении челове­ка реализовать свою социальную направленность посредством своего увлечения. Испытуемые, получившие высокий балл по данному показа­телю, склонны увлекаться теми занятиями, которые имеют коллектив­ный характер, для них характерно желание найти единомышленников и взаимодействовать с ними в своем увлечении.

Развитие себя**. Выражается в стремлении человека использовать свое хобби для лучшей реализации своих потенциальных возмож­ностей. Испытуемые с высоким баллом по этому показателю часто не ограничиваются лишь одним видом увлечения и стараются попробовать свои силы в различных занятиях.

Достижения**. Выражаются в стремлении человека ставить конкрет­ные цели в сфере своего увлечения и добиваться их. Для испытуемых с высоким баллом по данному показателю характерна высокая заинте­ресованность в информации о достижениях других людей в их увлече­ниях, так как эти испытуемые хотят убедиться в достаточной весо­мости собственных достижений.

Духовное удовлетворение**.  Выражается в стремлении человека иметь такое увлечение, которому можно отдать все свободное время, стараясь глубже проникнуть в сам предмет увлечения. Испытуемые, набравшие высокий балл поданному показателю, как правило, получа­ют большее удовлетворения от процесса своего занятия, нежели от его результатов.

Сохранение собственной индивидуальности**.  Выражается в стремлении человека к тому, чтобы увлечение помогало подчеркнуть, вы­разить свою индивидуальность. Испытуемые с высоким баллом по это­му показателю могут увлекаться очень редким, необычным занятием, создавать в своем увлечении вещи, которых нет ни у кого другого и т.п.

Где пройти тест

Пройти **Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) **можно на нашем портале диагностики через психологические тесты «Mindow».

Результаты тестов без интерпретации специалистов не следует воспринимать слишком серьезно. При возникновении сомнений, подозрений, дискомфорта настоятельно рекомендуем обратиться к профессиональному психологу.

Похожие тесты

  1. Базовые основания самооценки (CSW) поможет понять, каковы основы или на что опирается ваша самооценка;

Список литературы

  1. И. Г. Сенин. Опросник терминальных ценностей. Ярославль: Содействие, 1991
  2. Калугин Алексей Юрьевич Психометрический анализ двух «Ценностных» методик-аналогов: «Опросник терминальных ценностей» И. Г. Сенина и опросник «Аксиологическая направленность личности» А. В. Капцова, Л. В. Карпушиной // Russian Journal of Education and Psychology. 2015. №1 (45)

Оцените статью

К статьямК тестамВ кабинет
К связанному тесту