Mindow logo
Тесты

Методика «Определение типа будущей профессии» Е. А. Климова

О тесте

Методика Е.А. Климова «Определение типа будущей профессии» основана на классификации профессиональных интересов. Позволяет установить в какой области старшекласснику лучше всего выбрать специальность, по которой он будет проходить профессиональное обучение после школы.

Об авторе и история создания теста

Евгений Александрович Климов (1930—2014) доктор психологических наук, профессор, разработчик системно-генетической психофизиологии стиля профессиональной деятельности. Наибольшую известность в отечественной психологии получила разработанная им классификация профессий по предмету труда, которая выделяет пять типов современных профессий: человек природа, человек-техника, человек-человек, человек-знаковая система, человек- художественный образ.

Как подсчитываются результаты

Опросник состоит из 30 утверждений, с вариантами ответа «да», «нет», «сомневаюсь»

По результатам обследования, в соответствии с ключом, выявляется ориентация человека на 5 типов профессий:

  1. Человек - природа;
  2. Человек - техника;
  3. Человек - человек;
  4. Человек - знаковая техника, знаковый образ;
  5. Человек - художественный образ.

Пример результата методики с сайта mindow.ru

Интерпретация результатов

Наибольшая полученная сумма или суммы(по столбцам) указывают на наиболее подходящий для тип профессии. Малые или отрицательные суммы указывают на типы профессий, которых следует избегать при выборе. Максимальное число баллов в каждом столбце - 8. В соответствии с данной классификацией мир современных профессий можно разделить на 5 основных типов:

  1. «Человек-природа» (П). Представителей этих профессий объединяет одно очень важное качество — любовь к природе. Но любовь не созерцательная. Которой обладают практически все люди, считая природу наиболее благоприятной средой для отдыха, а деятельная связанная с познанием ее законов и применением их. Одно дело — любить животных и растения, играть с ними, радоваться им. И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Специалист должен не просто все знать о живых организмах, но и прогнозировать возможные изменения в них и принимать меры. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных задач, заботливость, терпение и дальновидность. Человек, работающий в сфере «человек-природа», должен быть спокойным и уравновешенным;
  2. «Человек-техника» (Т). Особенность технических объектов в том, что они, как правило, могут быть точно измерены по многим признакам. При их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуется точность, определенность действий. Техника как предмет руда представляет широкие возможности для новаторства, выдумки. творчества, поэтому важное значение приобретает такое качество, как практическое мышление. Техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части — важные условия для успеха в данной области.
  3. «Человек-знаковая система» (З). Мы встречаемся со знаками значительно чаще, чем обычно представляем себе. Это цифры. Коды, условные знаки, естественные или искусственные языки, чертежи, таблицы формулы. В любом случае человек воспринимает знак как символ реального объекта или явления. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химически, механических свойств предметов, а с другой — представлять и воспринимать характеристики реальных явлений или объектов, стоящих за знаками. Чтобы успешно работать в какой-нибудь профессии данного типа, необходимо уметь мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений и сосредотачиваться на сведениях, которые они несут в себе. Особые требования профессии этого типа предъявляют к вниманию.
  4. «Человек-искусство» (Х). Важнейшие требования, которые предъявляют профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью человека — наличие способности к искусствам, творческое воображение, образное мышление, талант, трудолюбие.
  5. «Человек-человек» (Ч). Даже выбирая профессию, не связанную непосредственно с общением, вы поступите правильно, если обратите внимание на общительность и контактность. Подумайте, куда вы обращены- к людям или к себе? С кем бы вы хотели общаться — с собой или с другими? Главное содержание труда в профессиях типа «человек-человек» сводится к взаимодействию между людьми. Если не наладится это взаимодействие, значит, не наладится и работа. Качества, необходимые для работы с людьми: устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми, потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроение людей, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, хорошая память (умение держать в уме имена и особенности многих людей), умение находить общий язык с различными людьми.

Где пройти тест

Пройти **методику «Определение будущей профессии» Климова **можно на нашем портале диагностики через психологические тесты «Mindow».

Результаты тестов без интерпретации специалистов не следует воспринимать слишком серьезно. При возникновении сомнений, подозрений, дискомфорта настоятельно рекомендуем обратиться к профессиональному психологу.

Список использованной литературы

  • Е. А. Климов. Путь в профессию. Пособие для старших классов общеобразовательной школы. Л.: Лениздат, 1974

Оцените статью

К статьямК тестамВ кабинет
К связанному тесту